EMBASSY OF UZBEKISTAN TO THE UNITED STATES
PRESS OF UZBEKISTAN
2017
2016
2015

 
PRESS OF UZBEKISTAN
August 29, 2017
ЭКОНОМИКА ГЛАЗАМИ УЧЕНЫХ ВОСТОКА
Как мы уже сообщали, 28 августа в Самарканде начала свою работу международная научная конференция "Центральноазиатский Ренессанс в истории мировой цивилизации". "ПВ" продолжает публикацию материалов ведущих ученых Узбекистана на эту тему.

Развитие экономической мысли в средневековой Центральной Азии явилось неотъемлемой частью общекультурного прогресса, происходившего в обширном регионе мусульманского Востока в период формирования, утверждения и развития там новых отношений в этой сфере.

Эпоха Восточного Возрождения породила поистине титанов мысли, великих ученых-энциклопедистов. В IX-XII веках регион превратился в один из крупных центров передовой общественной мысли. Важнейшей чертой культуры того времени стало широкое изучение и восстановление богатых научных традиций Древней Греции и Рима, наследия их выдающихся представителей - Платона, Сократа, Аристотеля, Галена, Гиппократа, Архимеда, Птолемея и других. Античная философия и другие дисциплины нашли благодатную почву в восточной науке, став ее важнейшим идейным источником и оказав огромное влияние на ее формирование. Образование самостоятельных центральноазиатских государств, усиление связей со странами Ближнего и Среднего Востока дали серьезный толчок дальнейшему развитию и экономической мысли.

В этот период выдвигаются такие ученые с мировым именем, как Фараби, Ибн Сина, Беруни, Юсуф Хас Хаджиб и многие другие. В их произведениях нашли отражение и экономические идеи. Правда, они еще не отделились от философских и всей совокупности общественных знаний, но представляют значительный интерес. Так, в воззрениях Фараби и Ибн Сины центральное место занимало учение о потребностях человека.

По мнению первого, потребности людей являются первопричиной формирования общества. "По природе своей каждый человек устроен так, что для собственного существования и достижения совершенствования он нуждается во многих вещах, которые он не может доставать себе один и для достижения которых он нуждается в некоем сообществе людей, доставляющих ему каждый в отдельности какую-либо вещь из совокупности того, в чем он испытывает потребности. При этом каждый человек по отношению к другому находится точно в таком же положении". Подчеркивая роль труда и орудий труда в производстве материальных благ, наличие различных видов ремесла, Фараби резко выступал против рабства и за свободный труд. Кроме того, отмечая значение денег и торговли, утверждал: каждому обществу не хватает по крайней мере некоторых необходимых ресурсов, и, таким образом, оптимальное общество может быть достигнуто только тогда, когда происходит внутренняя, региональная, и международная торговля, и что такая торговля может быть полезной для всех участвующих сторон.

Один из выдающихся мыслителей Центральной Азии, величайший ученый и гуманист Абу Али ибн Сина наряду с трудами по философии, логике, психологии, этике и другим наукам также занимался и экономическими вопросами. Его воззрения изложены в таких сочинениях, как "Трактат о домоводстве", "Психология" и другие. Ибн Сина интересовался многими аспектами феодальной экономики, предметом его особого внимания было ремесло, которое он считал основой существования общества. В "Трактате о домоводстве" ученый дает следующую классификацию: 1) разумные ремесла (политики и правители), 2) ремесла высокого искусства (писатели, астрономы, врачи и т.д.), 3) художественные ремесла (живописцы, скульпторы и другие). Отдельно отметим его рассуждения человеческих потребностях, значении труда и его решающей роли в материальном производстве, о балансе доходов и расходов в рамках не только семьи, но и города, даже государства. По его мнению, необходимо достигнуть сбалансирования доходов и расходов с учетом выделения средств для формирования резервов на случай стихийных бедствий, войн, эпидемий.

Современник Ибн Сины, крупнейший энциклопедист Абу Райхан Беруни в своих трудах, исходя из объективного факта взаимодействия людей с окружающим миром, показал решающее значение труда для человека. Поэтому "цена каждому человеку в том, что он превосходно делает свое дело". Беруни развивал учение Фараби и Ибн Сины о факторах формирования общества. Необходимость объединения людей он объяснял тем, что только сообща они могут противостоять силам природы.

Его заслуга заключается в том, что он впервые исследовал происхождение, функции и значение денег, считая, что происхождение их связано с увеличением и неодновременным возникновением потребности в продуктах и работы производителей друг на друга. По мнению Беруни, роль денег состоит в том, чтобы выразить отношение между затраченным трудом и выпущенным продуктом. Такое понимание роли денег (больше труда - больше денег) интересно соотнести с суждениями Аристотеля, который видел в них меру стоимости и средство обращения, но не замечал связи между трудом и стоимостью. Трактуя функции денег, ученый особое внимание обращал на превращение их в сокровище, когда люди перестают ими пользоваться и они возвращаются к "их первоначальному положению в недра земли". В то же время он признавал необходимыми накопления в казне и использование ее средств для выполнения функций державы. Беруни считал, что с помощью золота может быть достигнута любая цель, но осуждал "неестественное" обращение с ним, его боготворение.

В развитии экономической мысли народов Центральной Азии значительную роль сыграл видный поэт и мыслитель Юсуф Хас Хаджиб (Юсуф Баласагуни). Свои взгляды он изложил в произведении "Кутадгу билиг" ("Знание, дарующее счастье"). Они во многом совпадали с идеями Беруни, хотя автор не был знаком с его сочинениями. Подчеркивая роль труда для развития общества, Хас Хаджиб заявил, что "человек, не приносящий человеку пользы, - мертвый" и "не жалко прожитые годы, а жалко затраченный труд". Он отмечал функции денег как меры стоимости, средства обращения и сокровища. По его мнению, сила государства не только в численности армии, но и в ресурсах казны. Но правители не должны увлекаться накоплением драгоценностей, им следует расходовать средства в интересах народа.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что вопросы экономического развития общества, выдвинутые мыслителями нашего региона, внесли достойную лепту в становление экономической мысли в целом. Однако их труд в силу особых исторических процессов не получил должного признания. В результате сложилась такая ситуация, что, когда речь идет об экономической мысли на мусульманском Востоке, в классической профильной литературе во главу угла ставится имя арабского мыслителя Ибн Хальдуна (1332-1406), жившего намного позже своих центральноазиатских предшественников. Уместно заметить, что многие его идеи базировались на результатах исследований наших ученых (роль рынка, денег, труда и прочие), предвосхитивших ряд положений этой науки. Этот факт свидетельствует о том, что настало время пересмотра утвердившихся постулатов, связанных с реальным вкладом в развитие экономической мысли виднейших представителей центральноазиатского Ренессанса.

(Источник: газета «Правда Востока»)


Back

   Back to the top    Print version   
© 2004, Embassy of Uzbekistan to the United States.
All Rights Reserved.
 Design.uz Studio
Design.uz Studio
Site Development